Когда болезнь готовит «контрольный выстрел» PDF Печать E-mail
Медицина - ОНКОЛОГИЯ
04.08.2010 08:02

Причиной смерти каждого четвертого больного онкологическим заболеванием являются метастазы опухоли в мозг. Еще совсем недавно такой диагноз считался смертным приговором. Максимальный срок, сколько могли рассчитывать прожить такие пациенты, составлял 2-3 месяца с момента диагностики заболевания.

Однако российские ученые предложили эффективный метод лечения метастазов рака в мозг. С 2003 года в ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН существует нейрохирургическая группа по лечению онкологических заболеваний. В 2006 году она была преобразована в нейрохирургическое онкологическое отделение, которое возглавил доктор медицинских наук, профессор Владислав Борисович Карахан.

Милена Сигаева / «Здоровье-инфо»

В последнее время продолжительность жизни онкологических больных даже на тяжелых стадиях заболевания значительно увеличилась. Произошло это благодаря совершенствованию методов диагностики, а также общему прогрессу в комплексном лечении злокачественных опухолей.

В то же время специалисты отмечают многократное увеличение числа больных с метастатическим поражением головного мозга. По статистике, в России ежегодно метастазы в мозг развиваются приблизительно у 100 000 человек.

Чаще всего метастатические поражения мозга возникают при раке легкого, молочной железы, почки, толстой кишки и при меланоме кожи.

Такой «тройной» диагноз как «рак, метастазы и метастазы в мозг» еще несколько лет назад был приговором для человека. Ведь метастазы в мозг свидетельствуют о генерализации онкологического процесса.

Проблема еще и в том, что таких больных исключают из серьезных химиотерапевтических программ и переводят на паллиативное лечение, то есть направленное просто на облегчение состояния. Пациентам назначают гормоны, в ряде случаев проводят лучевую терапию, однако скорый и неотвратимый финал для них остается неизбежным.

На помощь именно таким безнадежным больным пришли хирурги центра им. Н.Н. Блохина.

Хирургическое лечение

«Несмотря на то, что метастатические опухоли весьма агрессивны, так как проникают из первичного очага, прорывая защитный барьер мозга, образующиеся узлы отграничены от мозговой ткани и достаточно легко могут быть полностью удалены», - утверждает доктор медицинских наук, профессор В.Б. Карахан. Удалять можно даже множественные метастазы.

Как показывает многолетний опыт, хирургическое лечение метастазов рака в мозг улучшает состояние таких больных и продлевает им жизнь.

Конечно, оперировать больного можно не в каждом случае. При планировании операции нужно одобрение консилиума врачей, во время которого специалисты оценивают функциональное состояние больного. Многим пациентам тяжело помочь, прежде всего, из-за того, что у них имеются множественные поражения внутренних органов. Но задача врачейвыделить достаточно большую группу больных, для которых операция по удалению метастазов будет означать еще несколько лет активной жизни.

Подобные операции могут длиться до 10 часов, особенно при множественных метастазах. Сначала удаляется больший метастаз. При этом в процессе операции при необходимости может меняться положение больного. Например, удаление метастаза из затылочной доли или мозжечка производится в положении сидя. Самые опасные опухоли находятся в области мозжечка и четвертого желудочка головного мозга – они могут быстро привести к смерти больного. Поэтому операции по удалению таких метастазов с полным правом можно назвать спасительными. Сейчас для многих операций по удалению внутричерепных опухолей применяют эндоскопию, что исключает в ряде случаев рассечение коры полушарий большого мозга и мозжечка. Иногда метастаз образует большие кисты, тогда в них вставляется дренажная трубочка и под кожу выводится резервуар. Таким образом врачи добиваются извлечения накапливающейся жидкости, содержащей опухолевые клетки.

Эффект операции виден сразу – у больных проходят двигательные и речевые нарушения. А самое важное, что прооперированным больным после этого можно проводить химио- и лучевую терапию. У пациентов появляется надежда. Более 60% больных после операции могут прожить еще один год, а некоторыедо и даже лет. А в единичных случаях происходит даже исцеление человека.

Комментарий эксперта

Карахан Владислав Борисович,

доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения нейрохирургии РОНЦ имени Н.Н. Блохина РАМН.

Статья «Когда болезнь готовит «контрольный выстрел»

Изучение этой проблемы важно потому, что успехи современной онкологии определяют повышение продолжительности и качества жизни больных. При этом заметно возрастает и число больных с метастатическим поражением головного мозга, что требует активизации лечебной тактики при таком жизнеопасном осложнении онкологического процесса. И человек с метастазами в головной мозг, который раньше исключался из лечебного процесса и даже заочно из жизни, сегодня имеет большие шансы на выживаемость.

К сожалению, до сих пор в нашей стране выполняется недостаточное количество операций по удалению метастазов злокачественных опухолей из головного мозга. Хотя операции сами по себе не столь сложны. Здесь важно обязательно использовать онкологические принципы: абластичность, блоковое удаление очагов. Тогда рецидив в зоне операции не будет превышать 8-10%, что удалось достигнуть в нашей клинике. Сейчас в среднем рост метастазов на месте их удаления происходит примерно в трети случаев, что во многом обусловлено тем, что опухоль удаляется кускованием.

Самая же большая проблема состоит в том, что выполнение этих операций многие онкологи считают малоцелесообразным. Однако после подобных операций при подключении современных технологий лучевой и химиотерапии длительное время (месяцы и годы) больные могут жить нормальной жизнью. Основная задача – перевести рак из смертельной формы болезни в хроническую.

Хочется отметить, что гибель больных после операций по поводу метастазов рака в мозг в подавляющем большинстве случаев наступала от прогрессирования основного заболевания и значительно реже была связана с последствиями поражения мозга.

Поэтому очень важно, что на базе самого большого онкологического института страны создано отделение онконейрохирургии, где одной из приоритетных задач является ранняя диагностика и совершенствование активных методов лечения метастатических опухолей головного мозга. Оригинал статьи Когда болезнь готовит «контрольный выстрел»