 Wikimedia 
Foundation    
  
Всё ближе и ближе один из самых народных наших праздников – День Победы.
 Каждый отмечает его по-своему, но каждый год на любого из нас нет-нет да и накатит грусть, смешанная с гордостью: 
"Да, нам далась победа нелегко. 
Да, враг был храбр. 
Тем больше наша слава", – писал когда-то Константин Симонов.   
   
     
       
        | 
И вместе со всеми мы вспоминаем песни, родившиеся в годы войны или 
немного позже, но кажется, будто существовали они всегда… |  
        
     
     
   "Тёмная Ночь" (песня из к/ф "Два 
бойца")
  
Есть в рок-музыке (как бы странно ни звучало такое сопоставление) 
понятие "моментального альбома" – записи, сделанной быстро и с минимумом
 наложений. У "Битлз" таким альбомом стал их первенец Please Please Me, у
 Deep Purple – сделанный в походных условиях Machine Head. Впрочем, что 
это я? Ах, да – если есть на свете "моментальные альбомы", почему бы не 
быть и моментальным песням?
  
Поначалу в фильме Леонида Лукова "Два бойца" никаких песен не 
планировалось – должна была звучать лишь оркестровая музыка. Но однажды…
 впрочем, лучше всех об этом расскажет один из авторов песни, композитор
 Никита Богословский:
  
"Как-то поздно вечером пришёл ко мне режиссёр картины Леонид Луков и 
сказал: “Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без 
песни”. И так точно, по-актёрски, сыграл эту несуществующую ещё песню, 
что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю 
мелодию “Тёмной ночи”. Это со мной было первый (и, очевидно, последний) 
раз в жизни..."   
   
     
       
        | 
Чудеса продолжались: приехавший мгновенно поэт Владимир Агатов почти без
 помарок написал стихи, а Марк Бернес записал песню минут за пятнадцать.
 И наутро под эту запись уже снимали сцену. |  
        
     
    
 
   Wikimedia 
Foundation    
   
    
Фильм и песня стали визитной карточкой Марка Бернеса, получившего за 
него орден Красной Звезды – а заодно и звание "Почётный житель города Одессы". Другой коренной воспеватель Одессы, Леонид Утёсов, мгновенно включил "Тёмную ночь" в свой репертуар, и для фильма пришлось сочинить еще одну песню – 
знаменитые "Шаланды" про рыбачку Соню и Костю-моряка. Однако это уже 
совсем другая история….
   "Смуглянка"
  
Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков "под 
заказ" написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В неё входило 
семь песен, в том числе и "Смуглянка", основанная на молдавском 
фольклоре. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у
 Новикова пропали; восстановив некоторые из этих песен, композитор решил
 показать "Смуглянку" на радио – но не преуспел, и песня попала в стол. И
 всё же вдруг…
  
"Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель 
Краснознаменного ансамбля А.В. Александров, – вспоминал Новиков, – и 
спросил, нет ли у меня новых песен. Я принёс ему несколько новинок, в 
том числе и “Смуглянку”. К великому моему удивлению, именно эта весёлая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту".  
    А дальше были фильм Леонида Быкова, пародии (иной раз не 
совсем приличные) и, разумеется, народная любовь на протяжении вот уже 
шестидесяти с лишним лет.    
     "Мишка-одессит"
  
Оборона Одессы в начале 1941 года – одна из самых славных страниц в 
истории Великой Отечественной войны. В защите города участвовали едва ли
 не все его жители, но, увы, осенью 1941 года советским войскам пришлось
 оставить город. И после этого родилась одна из лучших песен об Одессе и
 о войне – "Мишка-одессит".
  
Леонид Утёсов так вспоминал об этом времени: "Мы гордились Ленинградом, 
гордились Москвой и оплакивали Одессу, сражённую в неравной борьбе. Поэт
 Владимир Дыховичный написал тогда же песню “Мишка-одессит”, композитор 
Михаил Воловац сочинил музыку, а я, взволнованный событиями, запел: 
“Широкие лиманы, зелёные каштаны...”"
  
Это одна из немногих песен, удержавшаяся в репертуаре Утёсова и после 
войны. А сами одесситы услышали её лишь в 1944 году, после освобождения 
города.  
     
       
         
          | 
Но на этом история её не закончилась: спустя более чем полвека в свет вышла запись проекта "Боцман и бродяга", в котором Гарик Сукачёв и Александр Ф. Скляр пели любимые песни. Вошёл в их число и "Мишка", сыгранный бодро, весело, по-хулигански – и песня словно обрела второе дыхание. |  
          
       
      
     "Мы за ценой не постоим" (песня из 
к/ф "Белорусский вокзал")
  
К 25-летию Победы в свет вышел фильм о том, как пятеро 
друзей-фронтовиков встречаются на похоронах товарища – и понимают, что 
ни в прошлом, ни в будущем у них не было ничего, кроме "той войны".
  
И эмоциональным центром их встречи должна была стать песня о победе – не
 обычный казенный официоз, а своя собственная, "окопная", жёсткая и 
правдивая.  
     Wikimedia 
Foundation    
    
За песней режиссёр Алексей Смирнов обратился к Булату Окуджаве, уже 
прославившемуся подобной же песней "До свидания, мальчики". Тот сначала 
отказался, но, увидев отснятый материал, неожиданно загорелся – и принёс
 на "Мосфильм" текст и простенькую мелодию.  
     
       
         
          | 
Музыка неожиданно понравилась официальному композитору фильма – Альфреду
 Шнитке, а сцена, отснятая под эту песню, довела до слёз самого Брежнева
 – и фильм тут же вышел на экраны. А сразу после этого вышла и пластинка
 с записью песни, принесшая Окуджаве очередную волну популярности, а 
заодно и официальное признание. |  
          
       
      
     "День Победы"
  
В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с
 предложением написать песню о Великой Отечественной войне. Тогда страна
 готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен 
соответствующий конкурс.  
       
    
Стихи появились на свет буквально за несколько дней до окончания 
конкурса; музыка написалась столь же быстро, и песню успели передать на 
последнее прослушивание.
  
Но никакого места "День Победы" не занял, а его появление на свет 
вызвало болезненную реакцию старших коллег Д. Тухманова. Дело в том, что
 Тухманов был известен тогда как автор эстрадных шлягеров, и никак не 
мог соответствовать статусу автора песни такого масштаба. К тому же в 
музыке были услышаны "нежелательные элементы", и в итоге её долго не 
пропускали в эфир.  
     
       
         
          | 
Первым исполнителем песни был Леонид Сметанников, исполнивший её в канун
 9 мая, однако песня "не прозвучала", и лишь в ноябре 1975 года в 
концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко исполнил "День Победы" в 
прямом эфире. Песню пришлось повторить на бис – случай не такой уж 
частый – а остальное, как говорится, история… |  
          
       
       Иллюстрации с сайта: 
Wikimedia Foundation.  
    |