Универсальный ценитель. Интеллигент или филистер? |
![]() |
Медицина - АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА | ||||
15.07.2010 11:26 | ||||
Каков широко распространенный образ интеллигента в современном
российском обществе? В представлении обывателей: вне зависимости от
половой принадлежности это асексуальный чуждый радостям жизни, а в нашей
стране неизбежно ещё и бедный, скажем, очкарик.
Прекрасна идея иерархии ценностей, в которой место находится всему – и ценности плотских удовольствий, и ценности интеллектуальных наслаждений, и ценности духовного горения, сжигающего всё, что мешает духу. Эту пирамиду в духе гуманизма, согласно философии Николая Гартмана, венчает ценность этического класса – альтруизм. Ценности базиса пирамиды доступны всем. Чем более высокую позицию в иерархии занимает ценность, тем она реже реализуется. "Высота" человека определяется не тем, насколько "высокие" ценности он познал, а насколько полон их охват – не по вертикали, а во всех направлениях. Полнота жизни при таком подходе – это и есть духовный идеал. Полнота, но никак не отказ от базовых ценностей в пользу "высоких истин". Следовательно, аскетизм как таковой имеет оправдание, согласно такой логике, либо как побочный результат (всем известно состояние, когда, концентрируясь на чём-то, мы способны забывать о пище и отдыхе, черпая силы из самого предмета сосредоточения), либо как средство к достижению более глобальной цели (тонкая талия).
![]() © 2010 Thinkstock
Итак, коль скоро культура есть большой-большой резервуар с ценностями,
то и квинтэссенцией духовности, включенной нами в понятие
интеллигентности, является максимальное познание всего этого
многообразия, а не выделение какого-то его фрагмента (истинностные
ценности или эстетические…). Именно
способность к свободному, ни к чему не привязываясь, передвижению по
уровням реальности и ценностной пирамиде – видимо, источник своеобразной
роли, которую интеллигенция играет в обществе, убегая от средоточия
направленных воздействий в центре актуальных значимостей (идеология) к
значимостям, вытесненным на периферию общественного сознания.
Но это все метафизика… А что же конкретно-исторический порядок, в
котором все мы по вине Адама (или Евы) обречены приобретать свою сущность в рамках "общественной практики"? Вопреки идеалу, далеко не всем из нас суждено познать весь спектр ценностных значимостей, в первую очередь, по причинам от нас не зависящим. А что ещё хуже – на каждом шагу приходится делать ценностный выбор: от чего бы отказаться? Увы, на эмпирическом уровне ценностные конфликты – атрибут нашего существования. Прекрасно, если человеку удаётся решить проблему личного благополучия, не отрекаясь. И вот здесь я позволю себе довольно категоричное заявление: в случае жёстко детерминированной необходимости сделать выбор "или – или" истинный интеллигент никогда не сделает его в пользу того, что может повредить культуре (даже если это не предполагает его личного активного воздействия на ситуацию; бездействие бывает преступным)… По большому счёту, это – единственный критерий, отличающий интеллигента. Но никакая этическая система не вправе принуждать человека к проявлению героизма. Как правило, этот выбор делается в самой потаённой глубине человеческой души, куда посторонние взгляды не проникают, но каждый знает сам, насколько дорога ему идея культуры и чем он может пожертвовать ради неё, а чем – нет, и делает ли он всё, что мог бы ради неё сделать.
Иллюстрации с сайта: © 2010 Thinkstock. |